Физкультура
- Информация о материале
-
Опубликовано: 18 декабря 2017
Живот: 4 замка (вл, ребра, подб, язык)= 10-15 раз
Брррр ... как сложно Сурья-намаскар
Цигун. Лицо без морщин. Древний косметический самомассаж. Красота ТВ
Дыхательная гимнастика для очищения организма-I
Здоровая поясница - упражнение цигун для позвоночника
Упражнение для укрепления мышц поясницы.
Упражнение на квадратную мышцу поясницы
№ | Название асаны | Описание асаны | Дыхание | Изображение |
1 | Пранамасана | «поза молящегося» | вдох и выдох | |
2 | Хаста Уттанасана | «поза с поднятыми руками» | во вдохом | |
3 | Падахастасана | «наклон с опусканием рук к ногам[1]» | с выдохом | |
4 | Ашва Шанчаланасана | «поза всадника» | со вдохом | |
5 | Парватасана | «поза горы» | с выдохом | |
6 | Аштанга Намаскара | «поза поклонения восьми точками» | с выдохом | |
7 | Бхуджангасана | «поза кобры» | со вдохом | |
8 | Парватасана | «поза горы» | с выдохом | |
9 | В некоторых практиках следующая поза, Баласананужно уточнить источник | «поза ребёнка» | со вдохом | |
9 | Ашва Санчаланасана[1] | «поза всадника» | со вдохом | |
10 | Падахастасана | «наклон с опусканием рук к ногам» | с выдохом | |
11 | Хаста Уттанасана | «поза с поднятыми руками» | во вдохом | |
12 | Пранамасана | «поза молящегося» | вдох выдох |
После выполнения Хаста Уттанасаны с выдохом возвращаемся в Пранаманасану, и повторяем весь набор асан начиная с другой ноги. В различных школах йоги, разная последовталеьность асан, в некоторых 12тая поза перетекает в первую в новом круге[1].
То есть если в описанной выше схеме четвертой асаной была Ашва Санчаланасана с правой ногой вытянутой назад, то теперь эта асана выполняется с шагом назад левой ногой. Этот комплекс желательно проводить на восходе Солнца (желательно стоя лицом к Солнцу), так как считается, что оно будет придавать энергию.
Есть так же вариант, где описные асаны составляют половину круга, где вовтрой половине из 12 кругов в позах 4 и 9 меняется нога[1]. Важно выполнять упражнения на пустой желудок, по истечению 3-4 часов после еды. Также Сурья-намаскара можно проводить перед ужином, так как она благоприятно воздействует на пищеварение [1].
Негибкость, недостаток координации и тенденция к напряжению могут быть устранены медленным выполнением упражнения с вниманием к принимаемому положению и расслаблением в каждой позиции.
Мантры[править | править код]
В дальнейшем при повышении концентрации возможен перевод внимания на чакры и произнесение мантр во время выполнения комплекса. Каждая мантра соответствует определенному знаку зодиака[1].
№ | Мантра | Перевод | Биджа-мантра |
1 | Ом Митрайа Намаха | приветствие всеобщему другу | ОМ ХРАМ |
2 | Ом Равайа Намаха | приветствие светящему | ОМ ХРИМ |
3 | Ом Сурья Намаха | приветствие тому, кто индуцирует активность | ОМ ХРУМ |
4 | Ом Бханаве Намаха | приветствие тому, кто озаряет | ОМ ХРАЙМ |
5 | Ом Кхагайя Намаха | приветствие тому, кто движется через небо | ОМ ХРАУМ |
6 | Ом Пушне Намаха | приветствие дающему силу и питание | ОМ ХРАХА |
7 | Ом Хиранья Гарбхайа Намаха | приветствие золотой космической личности | ОМ ХРАМ |
8 | Ом Маричайя Намаха | приветствие лучам Солнца | ОМ ХРИМ |
9 | Ом Адитьяйа Намаха | приветствие сыну Адити | ОМ ХРУМ |
10 | Ом Савитри Намаха | приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца | ОМ ХРАЙМ |
11 | Ом Аркайа Намаха | приветствие тому, кто достоин похвалы | ОМ ХРАУМ |
12 | Ом Бхаскарайа Намаха | приветствие тому, кто ведет к просветлению | ОМ ХРАХА |
Противопоказания[править | править код]
Ограничений, касающихся возраста нет, но пожилые люди должны избегать сверхнагрузок.
Рекомендуется не практиковать комплекс при:
- повышенном кровяном давлении, коронарной артериальной недостаточности
- тем, у кого был паралич
- при грыже или кишечном туберкулезе
- после 12 недели при беременности
- в течение 40 дней после родов
При проблемах с позвоночником в некоторых случаях выполнение возможно с разрешения врача.
П.Д.Й.
Полное дыхание йогов сидя
Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Пранаяма > КАТАЛОГ ПРАНАЯМ > Полное дыхание йогов сидя
Полное дыхание йогов - это дыхание, позволяющее наиболее полно задействовать весь объем лёгких. При этом весь дыхательный аппарат находится в едином непрерывном движении, между вдохом, выдохом и последующим вдохом нет никаких пауз. Данное дыхание при посредстве лёгких, нервно-мышечного аппарата, управляющего актом вдоха-выдоха, и сердечно-сосудистой системы наполняет весь организм свежим кислородом и праной.
1. Назначение:
-
Понизить частоту дыхания за счёт повышения его качества.
-
Увеличить продолжительность жизни.
2. Противопоказания. Осваивать осторожно при:
-
любых формах патологии лёгких
-
сердечно-сосудистых заболеваниях
-
заболеваниях внутренних органов, прилегающих к диафрагме
-
при грыжах в брюшной полости
-
при слабых мышцах брюшного пресса или больших размерах живота.
3. Выполнение.
Исходное положение
-
сидя в позе по-турецки (или на пятках) лицом на север (женщины ориентируются лицом на юг);
-
кисти тыльной стороной запястий расположены на коленях (или бёдрах), пальцы в Джнани-мудре;
-
глаза закрыты, голова, шея, спина - на одной прямой
Правила выполнения:
Полное дыхание осуществляется за счет последовательного выполнения трех фаз дыхания: нижнего, среднего и верхнего.
Нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное дыхание) осуществляется за счет движения диафрагмы: на вдохе живот слегка выпячивается, на выдохе - втягивается.
Эффект: даёт прекрасный отдых сердцу, снижает высокое артериальное давление, производит прекрасный массаж внутренних органов, регулируя деятельность кишечника и способствуя пищеварению.
Среднее дыхание (грудное) осуществляется за счет расширения грудной клетки при вдохе и опадания ее при выдохе.
Эффект: снижает давление в сердце, очищает кровь, циркулирующую в сердце, желудке и почках.
Верхнее дыхание (ключичное) выполняется за счет подъема и опускания ключиц.
Эффект: вентилирует верхушки лёгких, предупреждает развитие туберкулёза, вырабатывает умение правильно выполнять заключительную фазу полного дыхания.
Полное дыхание осуществляется в следующей последовательности:
-
выполнить максимально возможный полный выдох для удаления из легких застоявшегося воздуха;
-
со вдохом выпятить верхнюю часть живота, заполняя воздухом нижнюю часть легких;
-
плавно расширив грудную клетку, наполнить воздухом среднюю часть легких;
-
слегка приподнять плечи и заполнить воздухом верхушки легких, живот при этом слегка втягивается;
-
не допускать усилия в конце вдоха;
-
с выдохом втянуть живот, опустить грудную клетку, опустить плечи.
Дыхание должно быть плавным и равномерным, без напряжения и чрезмерного усилия. Переход от одной фазы дыхания к другой осуществляется непрерывно (без остановок и рывков).
Выполнять последовательно от 3-х до 14-ти полных дыханий, по продолжительности вдох и выдох равны, задержек дыхания нет.
4. Усложнённый вариант выполнения упражнения: И.П.: сидя в Лотосе или Полулотосе.
Полная форма выполнения. Исходное положение: Лотос
5. Тонкости выполнения упражнения и правила безопасности.
Для освоения ПДЙ необходимо разобраться с механизмом самого дыхания (какие мышцы участвуют в акте вдоха-выдоха; какие органы находятся в непосредственной близости к лёгким и как расширение и сжатие последних влияет на их работу; какие физиологические процессы происходят при дыхании; какой нерв управляет актом вдоха-выдоха, и т.д.).
Освоение ПДЙ необходимо начинать с нижнего (брюшного или диафрагмального) дыхания из положения лёжа на полу, затем только переходить к среднему (грудному) и верхнему (ключичному) дыханию, также из положения лёжа. Данная рекомендация относится к правилам безопасности освоения ПДЙ, так как, с одной стороны, помогает расслабить не работающие в акте дыхания мышцы и сконцентрировать внимание на работающих мышцах, с другой стороны, предохраняет от последствий гипервентиляции лёгких, когда возникшее головокружение может привести к падению занимающегося.
При выполнении ПДЙ для увеличения амплитуды дыхания необходимо выпрямить позвоночник.
Для закрепления навыка в освоении ПДЙ необходимо длительное время дышать утрированно, то есть использовать мышечное движение на полную, при данном уровне тренированности, амплитуду (внешний наблюдатель должен видеть ваше дыхание и какие мышцы в нём участвуют),
При любых формах патологии лёгких, сердечно-сосудистых заболеваниях, сильном искривлении позвоночника, а также заболеваниях внутренних органов, прилегающих к диафрагме, к освоению ПДЙ надо подходить крайне осторожно. Принципы постепенности в повышении нагрузки, систематичности (регулярности) выполнения и умеренности здесь особенно актуальны.
При больших размерах живота, в практике освоения ПДЙ из положения стоя, рекомендуется использовать бандаж или поддерживать живот руками, так как чрезмерное растяжение недостаточно тренированных мышц живота может привести к грыже.
ПДЙ является ритмическим дыханием без задержек после вдоха и выдоха, и очень важно определить свой собственный ритм в практике ПДИ. Увеличение или уменьшение частоты дыхания относительно вашего нормального ритма может снизить полезный эффект ПДЙ.
6. Концентрация внимания при выполнении упражнения.
-
На правилах выполнения дыхания.
-
На ритме.
-
На внутренних ощущениях,
-
На наборе энергии в энергетические центры и работе с ними.
7. Физический эффект:
Физиологический эффект:
-
Превосходит по эффекту все виды дыханий.
-
Полностью вентилирует легкие.
-
Хорошо снабжает кислородом легкие и кровь, изгоняет из организма яды, токсины.
-
Производит мягкий массаж всех органов брюшной полости.
-
Стимулирует пищеварение и обмен веществ.
-
Повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
-
Укрепляет, тонизирует весь организм.
-
Омолаживает и укрепляет эндокринные железы и лимфатические узлы.
-
Омолаживает, восстанавливает и успокаивает нервную систему.
-
Регулирует деятельность сердца.
-
Снижает высокое кровяное давление, приводит его в норму.
Энергетический эффект:
-
Наполняет организм энергией (праной).
-
Снимает усталость.
-
Уравновешивает положительные и отрицательные токи.
Психический эффект:
-
Дает душевное равновесие.
-
Наполняет ощущением мира, спокойствия и уверенности.
Терапевтический эффект:
-
Успокаивает нервную систему, снимая излишнюю возбудимость.
-
Лечит гипертонию и заболевания сердца,
8. Выполнение упражнения для совершенствования.
Дыхание осуществляется с напряжёнными мышцами брюшного пресса. Соответственно, нижнее дыхание полностью меняет свою динамику: требуется практическая неподвижность области живота ниже пупа, в движении участвует только верхняя область живота в районе солнечного сплетения, да и то с минимальной амплитудой. Среднее (грудное) и верхнее (ключичное) выполняются без изменений.
Только после освоения данного вида полного дыхания с анализом физиологических изменений в организме и связанных с этим состояний, предлагается освоить ПДИ с созданием дополнительного перепада давления, как за счёт сужения дыхательного горла при вдохе или выдохе, характеризуемое сопровождающим дыхание шумом.
Внимание: осваивать данное дыхание без предварительной отработки простого ПДИ, без знания физиологических особенностей газо- и энергообмена в условиях снижения давления при вдохе (эффект подсоса) или повышения давления при выдохе, а также самостоятельно без Учителя крайне опасно!
Для дальнейшего совершенствования в ПДЙ используются:
-
Работа с энергиями: чакровыми, природными, авезиловскими, от старшего капсулы.
-
Работа с мудрами и стихиями.
-
Получение состояния и работа с ним.
9. Вопросы для самоконтроля. Стандартные вопросы к выполнению асан и пранаям:
-
Опишите правильное положение тела перед выполнением входа в асану.
-
Опишите этапы входа в асану и правильное положение тела в асане.
-
Опишите выход из асаны.
-
Каким образом необходимо дышать при входе в асану, на статическом этапе выполнения асаны и на выходе из неё? Ответ обоснуйте.
-
Почему на первых этапах освоения асан (пранаям) всё внимание необходимо сосредотачивать на правилах выполнения асаны (пранаямы) и собственных ощущениях?
-
Какие правила безопасности при выполнении данной асаны (пранаямы) вам известны?
10. Вопросы для размышления:
-
Чем отличается ПДЙ от всех остальных видов дыхания?
-
Какой тип дыхания свойственен лично вам?
-
Какова роль каждой фазы ПДЙ?
-
Какая часть лёгких (нижняя, средняя, верхняя) имеет наибольший объём?
-
Какие мышцы участвуют в каждой фазе ПДЙ и где они располагаются?
-
Будет ли эффект ПДЙ зависеть от позы, в которой оно выполняется (лёжа, сидя, стоя), и почему?
-
Можно ли считать, что эффекты ПДЙ являются суммой эффектов каждой его фазы, или это нечто большее?
-
Чем обусловлены эффекты ПДЙ?
-
Как меняется ваше состояние после выполнения ПДЙ?
-
Какие органы находятся в непосредственной близости к лёгким и диафрагме?
-
Какой путь проходит воздух, прежде чем попасть в альвеолы?
-
Какие органы и каким образом компенсируют неблагоприятный состав воздуха?
-
Какие физиологические процессы происходят при дыхании?
-
Какие механизмы управляют дыханием (сознательные, автоматические)?
-
Почему важно найти собственный ритм ПДЙ? Как это сделать?
Приведена методология выполнения Школы Йоги Гуру Ар Сантэма
(2) В брюшной пресс входят: мышцы передней стенки живота (прямая, наружные косые, внутренние косые и поперечная мышца живота), верхней (диафрагма), нижней (мышцы тазового дна и мочеполовая диафрагма) и задней (квадратная мышца поясницы, большая поясничная и подвздошно-поясничная мышцы).
(3) Перенасыщения крови кислородом воздуха из-за вымывания углекислого газа (CQ2).
(4) Гипертоническая болезнь - заболевание сердечно-сосудистой системы, главным проявлением которого является повышение кровяного давления,
(5) Дыхательное горло - трахея.
(6) Энергетическое наполнение ауры.
(7) Капсула - это энергетическое образование, получаемое человеком при рождении. Старший капсулы - это наиболее духовно развитый представитель капсульного рода. Капсульный род - это предки человека через одно поколение, т.е. дедушка (или бабушка), дедушка (или бабушка) дедушки (или бабушки), и т.д.. Работа со старшим капсулы и устройство капсулы рассматриваются на старших курсах.
Комплекс 1-го дня
Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Комплекс для начинающих В.Бойко > Комплекс 1-го дня

Итак, первый день:
1. «Пашимоттанасана» — три подхода по 3 мин.
9. «Шавасана» — 3 мин.
2. «Врикшасана» — по 30 сек.
3. «Уттхитпа Триконасана» — по 1 мин.
4. «Паривритта Триконасана» — по 1 мин.
5. «Уттхита Парсваконасана» — по 40 сек.
6. «Паривритта Парсваконасана» — 15 сек.
7. «Вирабхадрасана I» — по 15 сек.
8. «Вирабхадрасана II» — по 30 сек
10. «Ардха Чандрасана» — по 40 сек.
11. «Парсвоттанасана» — по 1 мин.
12. «Паригхасана» — по 40 сек.
13. «Уткатасана» — до 30 сек.
14. «Шавасана» — 2 мин.
15. «Вирасана» — до 3 мин.
16. «Джатхара Паривартанасана» — по 2 мин.
17. «Шавасана» — 15 мин.
Примечания к комплексу первого дня
Время выдержки дано максимальное. Тот, кому физически трудно его соблюсти, может начать с половинного значения либо ориентироваться на то, сколько — без потери необходимого состояния расслабленности — способно позволить тело.
Слово «по» перед временем выдержки указывает, что асана должна быть исполнена симметрично как вправо, так и влево.
Стоячие асаны
Все «стоячие» позы рекомендуется выполнять у вертикальной плоскости. При этом желательно, чтобы в «прямых» и «обратных» позах (со скручиванием верхнего пояса туловища на сто восемьдесят градусов) обе лопатки сохраняли касание с этой плоскостью. Кроме того, отнюдь не следует стремиться уйти вниз, непременно упираясь рукой о пол, как это показано на иллюстрациях у Айенгара, главное — сохранять плоскость туловища в плоскости ног. Правильнее опереться рукой о ногу (скажем — в «треугольниках») и остаться в искомом положении, нежели дотянуться всё же рукой до пола, как на картинке, получив перекос тела и перенапряжение в подколенных сухожилиях.
Вначале, пока тело не привыкнет к асанам, следует обязательно выполнять их с какими угодно поддержками (или специальными приспособлениями - пропсами, облегчающими освоение асан(прим. ред. сайта)) - , с опорой о стену, на мебель и т.д., чтобы получить возможность фиксации позы, приблизительной по форме, и не слишком при этом перенапрячься. Когда поза освоена — от опоры можно отказаться.
Ноги в «стоячих» асанах не напряжены, но специфически «натянуты», что делает их обе (или одну, когда другая согнута в выпаде) прямыми, как струны. Тут скрыт очень тонкий и капризный момент: если их перенапрячь, то «прихватывает» напряжением и всё остальное тело, недогрузить — поза получается расхлябанной, нет нужной фиксации в форме. Если же мы попадаем в этот необходимый, не сразу улавливающийся «сектор» усилия по сохранению ног прямыми и твёрдыми, но не напряжёнными сверх какой-то эмпирически определяемой каждым величины, тогда туловище от пояса до плеч останется свободным и получает возможность как угодно поворачиваться вокруг поясницы. Для успешного освоения «стоячих асан» занимающиеся должны успешно разобраться с этим нюансом.
Все эти позы прекрасно корректируют энергетику организма, повышают тонус психосоматики, поэтому они особо показаны при астении и гипотонических состояниях. С первого взгляда они просты и незатейливы, однако впечатление в корне обманчиво. Эти асаны при регулярной практике обеспечивают прекрасную начальную гибкость и выносливость. Что до сложности, то, скажем, «Падмасане» или позе «лотоса» Айенгар присвоил коэффициент трудности «четыре», а «Паривритта Парсваконасана» у него же оценена в «одиннадцать». Так что простота «стоячих» асан — мнимая.
Во время практических занятий (октябрь 1989 года) в спорткомплексе Второго медицинского института Айенгар рассказал одну историю из своей богатой практики. Однажды к нему привели очень старого человека, кажется, он был философом. Человек этот в целом был здоров, но настолько ослабел, что не мог передвигаться без помощи своих учеников. Гуруджи внимательно осмотрел и подробно расспросил старца, и затем вынес вердикт: ему необходимо делать «стоячие» асаны. В ответ на удивление собственных учеников, которые доподлинно знали, что такое эти позы, учитель кратко пояснил: «Он будет выполнять их лёжа!» То есть практика старого философа началась с имитации формы «стоячих» поз при минимальной нагрузке. «Через три месяца, — заключил Айенгар, — этот человек ушёл от меня своими ногами и без всякой поддержки».
В данном случае подчёркивается выносливость и энергия, которую даёт регулярная и верная практика «стоячих» асан.
При возможности все позы стоя могут быть выполнены с закрытыми глазами, это способствует успокоению сознания.
Сознание в асанах
Когда мы приступаем к работе с телом, сознание должно быть по определению ограничено его пределами и полностью занято материалом телесных ощущений, что уже в определённой степени влияет на его состояние. Но для такого изменения сознания обычный его тонус, отвечающий нормальному внешнему восприятию, должен прийти в соответствие со степенью сложности выполнения асан, которые следует выполнять отрешённо, как сегодня получается, и только, не желая большего, без привычного стремления к заранее запланированному результату, которое всегда присутствует в действиях повседневности. Определяющим фактором стиля традиционной йоги является тотальная релаксация. Именно её выработка и культивирование в асанах ведёт к полному уравновешению психосоматики в пределах каждой тренировки — «мутная вода» обыденного сознания начинает отстаиваться, состояние ВНС из энерготропного превращается в трофотропное и остаётся таковым (какую бы нагрузку мы не предлагали телу после освоения технологии Хатха йоги).
Один из завсегдатаев конференции на нашем сайте однажды ехидно заметил: «Если выполнять асаны по Патанджали, то получается аутогенная тренировка по Шульцу».
Положим, что с этим утверждением коллега немного обмишурился, так как создатель AT взял когда то за основу именно релаксационные методики йоги, и, кроме того, работа сознания при AT обычна в том смысле, что человек сам внушает себе ощущения. В классической же йоге асаны — именно в их релаксационном выполнении — как раз являются не целью, но средством полного успокоения сознания, предельной минимизации его привычного тонуса бодрствования. Только после этого оно потенциально готово к выполнению задач в самьяме — установлению коммуникации с иными слоями собственной психики.
Сознание функционирует при этом не в режиме обычного восприятия потока раздражителей от внешнего мира, не в качестве генератора и передатчика информации внешним объектам и самому себе (умозаключения, выводы, фантазирование, творчество), но чувствительнейшего приёмника, настроенного на внутреннее восприятие — в этом состоит коренное отличие йоги от любых известных видов человеческой коммуникации. Высокая же чувствительность в числе прочих условий требует полной статичности, неподвижности тела, в которое «встроен» приёмник, а также высокую степень очистки каналов восприятия. Возмущения от материи носителя сознания (тела) и от самого сознания не должны продуцировать помехи на этих каналах.
Всё это обеспечивается только телесной безупречностью и полной релаксацией, о чём недвусмысленно и заявляет Патанджали. Но кто прислушивается сегодня к нему? Высокотехнологичное мышление полно самомнения (однако чукча писатель, а не читатель!), оно не в силах, да и не желает вникать в «неслыханную простоту» (Пастернак) текста и комментаторов «Сутр». Такое поведение замечательно описывает одна из пословиц Даля: «Не делай своё хорошее, делай моё плохое».
Дыхание в асанах
Когда тело и психика в основном адаптируются к асанам, можно приступать к наблюдению (не управлению!) за дыханием в них, что является одним из типовых способов торможения умственной активности. Когда в любой позе я сознательно расслабляю тело, существует субъект и объект расслабления, который един в одном лице. Вопрос: как расслабить того, кто расслабил всё остальное? Ответ: через привязку внимания к дыхательному процессу, но при абсолютном в него невмешательстве.
Итак, в процессе релаксации, на определённом этапе этой неизбежной работы, которая должна быть выполнена со стопроцентным качеством, человек неизбежно утыкается в препятствие, которое есть не что иное, как естественная напряжённость самого Эго, которую надо до какой то степени снять, чтобы «обмяк», расслабился и тот, кто к данному моменту «обесточил» периферию — тело. Необходимо устранить саму «тень» напряжения, отбрасываемую на тело одним только бодрым присутствием всегдашнего «Я», стандартным (для каждого) уровнем напряжённости повседневного бодрствующего сознания.
Известно, что, когда человек произвольно вмешивается в естественный процесс дыхания, это немедленно отражается на сознании. Например, гипервентиляция и задержки — с мудрами, бандхами или без них — меняют состояние сознания очень сильно, вплоть до подавления обычного мыслительного процесса и полного «отшибания мозгов». Задержками или той же гипервентиляцией можно вызвать и потерю сознания, затем автоматика организма возвращает дыхание к его обычным параметрам, отвечающим одному из типовых состояний, направляя психофизиологические процессы в обычное русло.
Необходимо уяснить тот факт, что хотя волевым изменением параметров дыхания можно в итоге подавить мышление, это очень часто не понижает, а взвинчивает нервное напряжение, активизируя механизмы эмоциональной сферы.
Нас же интересует вопрос: как, обращаясь к дыханию, достичь в асанах (в том числе и в медитативных) наиболее полной релаксации, учитывая, что волевой контроль и сознательное управление исключаются?
При нормальном состоянии, находясь в неподвижности и покое, скажем, во время отдыха или при умственной работе, мы никогда не «видим» и не «слышим» своё дыхание (если не обращать на него внимание специально), однако оно осуществляется автоматически, и процесс этот непрерывен даже во сне или при потере сознания — если не травмирован головной мозг и структуры, отвечающие за данный вид регулировки. Максимально естественное, свободное и замедленное дыхание напрямую связано с телесным покоем (обездвиженностью), отдыхом и расслаблением.
Вывод: если в асанах дополнительно освобождать дыхательный процесс (простым наблюдением за ним) от малейших физических зажимов, — уже после произвольно достигнутого максимума общей мышечной релаксации, — давая дыханию возможность придти в такое состояние, как если бы мы находились в стандартных позах отдыха, это способствует постепенному уменьшению до возможного минимума его стандартной повседневной напряжённости.
Это похоже на ситуацию, когда человек полностью поглощён чем нибудь, например чтением или музыкой, и всё его существо настолько втягивается в переживание, действие, либо мышление, что личность временно забывает о самой себе. Во всех этих случаях мы почти без остатка погружаемся в содержание процесса, сцепив же внимание с дыханием, мы уже втягиваемся только в сам процесс, поскольку фактическое его содержание минимально — лёгкий звук выдыхаемого воздуха и касание воздушного тока на выдохе в определённых точках ноздрей.
Кроме того, дыхательное движение эндогенно и непроизвольно, оно совершается без участия сознания, принадлежит самому телу, являясь одной из его функций. Следовательно, чтобы до возможного предела «обесточить» бодрствующее сознание мы привязываем внимание к этому монотонному движению, ни в коем случае не пытаясь управлять последним.
И когда такое ненавязчивое, но и неотрывное наблюдение за движением воздуха в ноздрях будет освоено, в любой асане наступает предельно возможная психофизическая релаксация, а в некоторых из них сознание трансформируется непосредственно к предмедитативному состоянию. Обычно в виде своеобразной гиперболы об этом говорится так: какую бы из асан вы не делали, в любой необходимо воспроизвести состояние «Шавасаны» — по дыханию и по сознанию.
Что же даёт подобный приём в контексте практики «стоячих» асан?
Во первых, когда дыхание полностью освобождено от влияния на него каких либо усилий по удержанию формы, пусть даже минимальных, мы никогда не будем в этих асанах хоть сколько нибудь излишне напряжены.
Во вторых: всегда и везде живот остаётся полностью расслабленным — это момент первостепенной важности! Дыхательный рисунок в движениях и позах обычной жизни всегда связан с изменениями формы тела, он естественно и непрерывно прилаживается к этим изменениям, следует за ними. Но в асанах йоги, при необычных дыхательных параметрах, созданных непривычной формой тела, само дыхание должно оставаться столь же свободным, не стиснутым и произвольным, как если бы мы лежали в «Шавасане»! Необходимо, чтобы мышцы живота (если они не задействованы напрямую в силовом «рисунке» конкретной позы) при этом оставались расслабленными абсолютно, что является очень важным признаком, исключающим возникновение повышенного давления во внутригрудной и внутрибрюшной полостях, которое отнюдь не является полезным.
В третьих: если всё это будет освоено, то дыхание в «стоячих» асанах (как и в любых других) вообще перестанет сбиваться и работа тела в них станет оптимальной.
В том и фокус: если нам удаётся соблюсти всё, о чём шла речь выше, то дыхание практически в любых позах йоги останется естественным и спокойным, что бы вы не делали с телом в процессе классического варианта практики.
Подобный способ действий традиционно ограничивает резкость и быстроту движений йоги, оптимальным становится своеобразное «перетекание» из позы в позу, в противном случае однородность сбивается и состояние сознания также оказывается нарушенным.
Итак, традиционная практика асан йоги осуществляется в ею же изменённом (по сравнению с бодрствованием) состоянии сознания, возникающем на фоне предельной мышечной и ментальной релаксации, обеспечиваемой посредством пассивного наблюдения за процессом естественного дыхания.
Собственно говоря, со временем каждый занимающийся должен естественно прийти к какому то наиболее выгодному для себя способу полной остановки привычной умственной активности. Это может быть и одна только мышечная релаксация, работа с которой эффективна для субъектов с кинестезической репрезентативной системой, либо наблюдение за визуальным рядом, свойственным людям со зрительным преобладанием. При любом типе сознательного представления информации можно и нужно пользоваться релаксацией всего тела и глазных яблок, наблюдением за током воздуха в ноздрях, ощущениями в теле. Либо индивидуальными комбинациями этих приёмов, но произвольное мышечное расслабление — ключ ко всему. Только при таком подходе мы остаемся в русле йоги Патанджали, не скатываясь в циркачество и акробатику либо навороченный энергетический «культуризм».
Возвращаясь к «стоячим» асанам можно отметить, что сохранение естественности и свободы дыхания приводит к тому, что возрастает время качественной выдержки и удобство пребывания в них. Если во время исполнения «стоячих» поз почувствуется усталость, следует на несколько минут лечь в «Шавасану».
Иногда излишняя физическая напряжённость во время исполнения асан, особенно у людей астенического склада либо излишне невротичных, начинает проявляться в том, что они начинают зевать. Внимательная оценка такого состояния, как правило, обнаруживает определённую усталость где то на «дне» глаз и слабую контрактуру мышц лица. Чтобы в зародыше устранить это начальное накапливание утомления следует со вдохом, не размыкая губ, сделать полноценный «внутренний зевок», и вы тут же ощутите, что часть напряжения ушла. Этот приём можно повторить несколько раз и затем изменить какие то параметры практики, поскольку она является перегрузочной и, следовательно, отклоняется от классического русла.
Положение стоп в «стоячих» асанах характерно тем, что подошвы обеих ступней всегда должны плотно, без каких либо перекосов, прилегать к полу. В начале освоения это, бесспорно, не будет получаться, но регулярная практика обеспечивает такую возможность в дальнейшем.
Пока тело не привыкло к «стоячим» позам, лишних усилий следует избегать любыми способами, поэтому кроме вертикальной плоскости можно и нужно прибегать к самым разнообразным поддержкам и опорам — это не есть признак какой либо слабости, но просто маленькие целесообразные находки, позволяющие существенно экономить силы и время.
Следует помнить, что признак мастерства в асанах — абсолютная минимизация усилий, но, пока не выработался новый стереотип, от излишних затрат энергии и возникающего при этом общего напряжения следует «увёртываться», используя предметы окружающего пространства, либо искусственные приспособления — «пропсы» — разработанные и широко применяемые в школе Айенгара. Асаны требуют симметричности исполнения в обе стороны, поэтому в начальном этапе освоения полезно выполнять их перед зеркалом.
Для женщин на время месячных все «стоячие» позы, особенно с интенсивным скручиванием, запрещены.
В. Бойко "Йога. Искусство коммуникации"- (читать он-лайн)
В любом случае даже у здорового человека выполнение комплекса не должно становиться источником напряжений.
- Информация о материале
-
Просмотров: 3168