СНПЧ А7 Омск, обзоры принтеров и МФУ

 Сурья-намаскара

Живот: 4 замка (вл, ребра, подб, язык)= 10-15 раз

Брррр ... как сложно Сурья-намаскар

Сурьяя намахар с прогибом=108

А вот с чакрами

 

Гимнастика тибетских монахов

Цигун. Лицо без морщин. Древний косметический самомассаж. Красота ТВ

Дыхательная гимнастика для очищения организма-I

 

Здоровая поясница - упражнение цигун для позвоночника

Упражнение для укрепления мышц поясницы.

Упражнение на квадратную мышцу поясницы

 

 

Название асаны Описание асаны Дыхание Изображение
1 Пранамасана «поза молящегося» вдох и выдох
Pranamanasana.jpg
 
2 Хаста Уттанасана «поза с поднятыми руками» во вдохом
Urdhvahastasana.jpg
 
3 Падахастасана «наклон с опусканием рук к ногам[1]» с выдохом
Uttanasana sn.jpg
 
4 Ашва Шанчаланасана «поза всадника» со вдохом
Ashwasanchalanasana 1.jpg
 
5 Парватасана «поза горы» с выдохом
Adho mukha svanasana zamkovoi.jpg
 
6 Аштанга Намаскара «поза поклонения восьми точками» с выдохом
Ashtanga namaskara zamkovoi.jpg
 
7 Бхуджангасана «поза кобры» со вдохом
Bhujangasana zamkovoi.jpg
 
8 Парватасана «поза горы» с выдохом
Adho mukha svanasana zamkovoi.jpg
 
9 В некоторых практиках следующая поза, Баласананужно уточнить источник «поза ребёнка» со вдохом
Balasana zamkovoi.jpg
 
9 Ашва Санчаланасана[1] «поза всадника» со вдохом
Ashwa sanchalanasana zamkovoi.jpg
 
10 Падахастасана «наклон с опусканием рук к ногам» с выдохом
Uttanasana sn.jpg
 
11 Хаста Уттанасана «поза с поднятыми руками» во вдохом
Urdhvahastasana.jpg
 
12 Пранамасана «поза молящегося» вдох выдох
Pranamanasana.jpg
 

После выполнения Хаста Уттанасаны с выдохом возвращаемся в Пранаманасану, и повторяем весь набор асан начиная с другой ноги. В различных школах йоги, разная последовталеьность асан, в некоторых 12тая поза перетекает в первую в новом круге[1].

То есть если в описанной выше схеме четвертой асаной была Ашва Санчаланасана с правой ногой вытянутой назад, то теперь эта асана выполняется с шагом назад левой ногой. Этот комплекс желательно проводить на восходе Солнца (желательно стоя лицом к Солнцу), так как считается, что оно будет придавать энергию.

Есть так же вариант, где описные асаны составляют половину круга, где вовтрой половине из 12 кругов в позах 4 и 9 меняется нога[1]. Важно выполнять упражнения на пустой желудок, по истечению 3-4 часов после еды. Также Сурья-намаскара можно проводить перед ужином, так как она благоприятно воздействует на пищеварение [1].

Негибкость, недостаток координации и тенденция к напряжению могут быть устранены медленным выполнением упражнения с вниманием к принимаемому положению и расслаблением в каждой позиции.

Мантры[править | править код]

В дальнейшем при повышении концентрации возможен перевод внимания на чакры и произнесение мантр во время выполнения комплекса. Каждая мантра соответствует определенному знаку зодиака[1].

Мантра Перевод Биджа-мантра
1 Ом Митрайа Намаха приветствие всеобщему другу ОМ ХРАМ
2 Ом Равайа Намаха приветствие светящему ОМ ХРИМ
3 Ом Сурья Намаха приветствие тому, кто индуцирует активность ОМ ХРУМ
4 Ом Бханаве Намаха приветствие тому, кто озаряет ОМ ХРАЙМ
5 Ом Кхагайя Намаха приветствие тому, кто движется через небо ОМ ХРАУМ
6 Ом Пушне Намаха приветствие дающему силу и питание ОМ ХРАХА
7 Ом Хиранья Гарбхайа Намаха приветствие золотой космической личности ОМ ХРАМ
8 Ом Маричайя Намаха приветствие лучам Солнца ОМ ХРИМ
9 Ом Адитьяйа Намаха приветствие сыну Адити ОМ ХРУМ
10 Ом Савитри Намаха приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца ОМ ХРАЙМ
11 Ом Аркайа Намаха приветствие тому, кто достоин похвалы ОМ ХРАУМ
12 Ом Бхаскарайа Намаха приветствие тому, кто ведет к просветлению ОМ ХРАХА

Противопоказания[править | править код]

Ограничений, касающихся возраста нет, но пожилые люди должны избегать сверхнагрузок.

Рекомендуется не практиковать комплекс при:

  • повышенном кровяном давлении, коронарной артериальной недостаточности
  • тем, у кого был паралич
  • при грыже или кишечном туберкулезе
  • после 12 недели при беременности
  • в течение 40 дней после родов

При проблемах с позвоночником в некоторых случаях выполнение возможно с разрешения врача.

 

П.Д.Й.

Полное дыхание йогов сидя

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Пранаяма > КАТАЛОГ ПРАНАЯМ > Полное дыхание йогов сидя

Полное дыхание йоговПолное дыхание йогов - это дыхание, позволяющее наиболее полно задействовать весь объем лёгких. При этом весь дыхательный аппарат находится в едином непрерывном движе­нии, между вдохом, выдохом и последующим вдохом нет никаких пауз. Данное дыхание при по­средстве лёгких, нервно-мышечного аппарата, управляющего актом вдоха-выдоха, и сердечно-сосудистой системы наполняет весь организм свежим кислородом и праной.

см. Полное дыхание йогов

1. Назначение:

  • Понизить частоту дыхания за счёт повышения его качества.
  • Увеличить продолжительность жизни.

2. Противопоказания. Осваивать осторожно при:

  • любых формах патологии лёгких
  • сердечно-сосудистых заболеваниях
  • заболеваниях внутренних органов, прилегающих к диафрагме
  • при грыжах в брюшной полости
  • при слабых мышцах брюшного пресса или больших размерах живота.

3. Выполнение.

Исходное положение

  • сидя в позе по-турецки (или на пятках) лицом на север (женщины ориентируются лицом на юг);
  • кисти тыльной стороной запястий расположены на коленях (или бёдрах), пальцы в Джнани-мудре;
  • глаза закрыты, голова, шея, спина - на одной прямой

Правила выполнения:

Полное дыхание осуществляется за счет последовательного выполнения трех фаз дыхания: нижнего, среднего и верхнего.

Нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное дыхание) осуществляется за счет движения диафрагмы: на вдохе живот слегка выпячивается, на выдохе - втягивается.
Эффект: даёт прекрасный отдых сердцу, снижает высокое артериальное давление, произ­водит прекрасный массаж внутренних органов, регулируя деятельность кишечника и способствуя пищеварению.

Среднее дыхание (грудное) осуществляется за счет расширения грудной клетки при вдохе и опадания ее при выдохе.
Эффект: снижает давление в сердце, очищает кровь, циркулирующую в сердце, желудке и почках.

Верхнее дыхание (ключичное) выполняется за счет подъема и опускания ключиц.
Эффект: вентилирует верхушки лёгких, предупреждает развитие туберкулёза, вырабаты­вает умение правильно выполнять заключительную фазу полного дыхания.

Полное дыхание осуществляется в следующей последовательности:

  1. выполнить максимально возможный полный выдох для удаления из легких застоявшегося воздуха;
  2. со вдохом выпятить верхнюю часть живота, заполняя воздухом нижнюю часть легких;
  3. плавно расширив грудную клетку, наполнить воздухом среднюю часть легких;
  4. слегка приподнять плечи и заполнить воздухом верхушки легких, живот при этом слегка втягивается;
  5. не допускать усилия в конце вдоха;
  6. с выдохом втянуть живот, опустить грудную клетку, опустить плечи.

Дыхание должно быть плавным и равномерным, без напряжения и чрезмерного усилия. Переход от одной фазы дыхания к другой осуществляется непрерывно (без остановок и рывков).

Выполнять последовательно от 3-х до 14-ти полных дыханий, по продолжительности вдох и выдох равны, задержек дыхания нет.

4. Усложнённый вариант выполнения упражнения: И.П.: сидя в Лотосе или Полулотосе.
Полная форма выполнения. Исходное положение: Лотос

5. Тонкости выполнения упражнения и правила безопасности.

Для освоения ПДЙ необходимо разобраться с механизмом самого дыхания (какие мышцы участвуют в акте вдоха-выдоха; какие органы находятся в непосредственной близости к лёгким и как расширение и сжатие последних влияет на их работу; какие физиологические про­цессы происходят при дыхании; какой нерв управляет актом вдоха-выдоха, и т.д.).

Освоение ПДЙ необходимо начинать с нижнего (брюшного или диафрагмального) дыхания из положения лёжа на полу, затем только переходить к среднему (грудному) и верхнему (ключичному) дыханию, также из положения лёжа. Данная рекомендация относится к правилам безопасности освоения ПДЙ, так как, с одной стороны, помогает расслабить не работающие в акте дыхания мышцы и сконцентрировать внимание на работающих мышцах, с другой стороны, предо­храняет от последствий гипервентиляции лёгких, когда возникшее головокружение может при­вести к падению занимающегося.

При выполнении ПДЙ для увеличения амплитуды дыхания необходимо выпрямить позвоночник.

Для закрепления навыка в освоении ПДЙ необходимо длительное время дышать утрированно, то есть использовать мышечное движение на полную, при данном уровне трениро­ванности, амплитуду (внешний наблюдатель должен видеть ваше дыхание и какие мышцы в нём участвуют),

При любых формах патологии лёгких, сердечно-сосудистых заболеваниях, сильном искривлении позвоночника, а также заболеваниях внутренних органов, прилегающих к диафрагме, к освоению ПДЙ надо подходить крайне осторожно. Принципы постепенности в повышении на­грузки, систематичности (регулярности) выполнения и умеренности здесь особенно актуальны.

При больших размерах живота, в практике освоения ПДЙ из положения стоя, ре­комендуется использовать бандаж или поддерживать живот руками, так как чрезмерное растяже­ние недостаточно тренированных мышц живота может привести к грыже.

ПДЙ является ритмическим дыханием без задержек после вдоха и выдоха, и очень важно определить свой собственный ритм в практике ПДИ. Увеличение или уменьшение частоты дыхания относительно вашего нормального ритма может снизить полезный эффект ПДЙ.

6. Концентрация внимания при выполнении упражнения.

  • На правилах выполнения дыхания.
  • На ритме.
  • На внутренних ощущениях,
  • На наборе энергии в энергетические центры и работе с ними.

7. Физический эффект:

Физиологический эффект:

  • Превосходит по эффекту все виды дыханий.
  • Полностью вентилирует легкие.
  • Хорошо снабжает кислородом легкие и кровь, изгоняет из организма яды, токсины.
  • Производит мягкий массаж всех органов брюшной полости.
  • Стимулирует пищеварение и обмен веществ.
  • Повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
  • Укрепляет, тонизирует весь организм.
  • Омолаживает и укрепляет эндокринные железы и лимфатические узлы.
  • Омолаживает, восстанавливает и успокаивает нервную систему.
  • Регулирует деятельность сердца.
  • Снижает высокое кровяное давление, приводит его в норму.

Энергетический эффект:

  • Наполняет организм энергией (праной).
  • Снимает усталость.
  • Уравновешивает положительные и отрицательные токи.

Психический эффект:

  • Дает душевное равновесие.
  • Наполняет ощущением мира, спокойствия и уверенности.

Терапевтический эффект:

  • Успокаивает нервную систему, снимая излишнюю возбудимость.
  • Лечит гипертонию и заболевания сердца,

8. Выполнение упражнения для совершенствования.

Дыхание осуществляется с напряжёнными мышцами брюшного пресса. Соответ­ственно, нижнее дыхание полностью меняет свою динамику: требуется практическая неподвижность области живота ниже пупа, в движении участвует только верхняя область живота в районе солнечного сплетения, да и то с минимальной амплитудой. Среднее (грудное) и верхнее (ключич­ное) выполняются без изменений.

Только после освоения данного вида полного дыхания с анализом физиологиче­ских изменений в организме и связанных с этим состояний, предлагается освоить ПДИ с создани­ем дополнительного перепада давления, как за счёт сужения дыхательного горла при вдохе или выдохе, характеризуемое сопровождающим дыхание шумом.

Внимание: осваивать данное дыхание без предварительной отработки простого ПДИ, без знания физиологических особенностей газо- и энергообмена в условиях сни­жения давления при вдохе (эффект подсоса) или повышения давления при выдохе, а также самостоятельно без Учителя крайне опасно!

Для дальнейшего совершенствования в ПДЙ используются:

  • Работа с энергиями: чакровыми, природными, авезиловскими, от старшего капсулы.
  • Работа с мудрами и стихиями.
  • Получение состояния и работа с ним.

9. Вопросы для самоконтроля. Стандартные вопросы к выполнению асан и пранаям:

  1. Опишите правильное положение тела перед выполнением входа в асану.
  2. Опишите этапы входа в асану и правильное положение тела в асане.
  3. Опишите выход из асаны.
  4. Каким образом необходимо дышать при входе в асану, на статическом этапе выполнения асаны и на выходе из неё? Ответ обоснуйте.
  5. Почему на первых этапах освоения асан (пранаям) всё внимание необходимо сосредотачивать на правилах выполнения асаны (пранаямы) и собственных ощущениях?
  6. Какие правила безопасности при выполнении данной асаны (пранаямы) вам известны?

10. Вопросы для размышления:

  1. Чем отличается ПДЙ от всех остальных видов дыхания?
  2. Какой тип дыхания свойственен лично вам?
  3. Какова роль каждой фазы ПДЙ?
  4. Какая часть лёгких (нижняя, средняя, верхняя) имеет наибольший объём?
  5. Какие мышцы участвуют в каждой фазе ПДЙ и где они располагаются?
  6. Будет ли эффект ПДЙ зависеть от позы, в которой оно выполняется (лёжа, сидя, стоя), и почему?
  7. Можно ли считать, что эффекты ПДЙ являются суммой эффектов каждой его фазы, или это нечто большее?
  8. Чем обусловлены эффекты ПДЙ?
  9. Как меняется ваше состояние после выполнения ПДЙ?
  10. Какие органы находятся в непосредственной близости к лёгким и диафрагме?
  11. Какой путь проходит воздух, прежде чем попасть в альвеолы?
  12. Какие органы и каким образом компенсируют неблагоприятный состав воздуха?
  13. Какие физиологические процессы происходят при дыхании?
  14. Какие механизмы управляют дыханием (сознательные, автоматические)?
  15. Почему важно найти собственный ритм ПДЙ? Как это сделать?

Приведена методология выполнения Школы Йоги Гуру Ар Сантэма


(2) В брюшной пресс входят: мышцы передней стенки живота (прямая, наружные косые, внутренние косые и попереч­ная мышца живота), верхней (диафрагма), нижней (мышцы тазового дна и мочеполовая диафрагма) и задней (квад­ратная мышца поясницы, большая поясничная и подвздошно-поясничная мышцы).

(3) Перенасыщения крови кислородом воздуха из-за вымывания углекислого газа (CQ2).

(4) Гипертоническая болезнь - заболевание сердечно-сосудистой системы, главным проявлением которого является повышение кровяного давления,

(5) Дыхательное горло - трахея.

(6) Энергетическое наполнение ауры.

(7) Капсула - это энергетическое образование, получаемое человеком при рождении. Старший капсулы - это наибо­лее духовно развитый представитель капсульного рода. Капсульный род - это предки человека через одно поколение, т.е. дедушка (или бабушка), дедушка (или бабушка) дедушки (или бабушки), и т.д.. Работа со старшим капсулы и устройство капсулы рассматриваются на старших курсах.

 

 
комплекс 1-го дня

Комплекс 1-го дня

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Комплекс для начинающих В.Бойко > Комплекс 1-го дня

alt=

Итак, первый день:

1. «Пашимоттанасана» — три подхода по 3 мин.
2. «Врикшасана» — по 30 сек.
3. «Уттхитпа Триконасана» — по 1 мин.
4. «Паривритта Триконасана» — по 1 мин.
5. «Уттхита Парсваконасана» — по 40 сек.
6. «Паривритта Парсваконасана» — 15 сек.
7. «Вирабхадрасана I» — по 15 сек.
8. «Вирабхадрасана II» — по 30 сек

9. «Шавасана» — 3 мин.
10. «Ардха Чандрасана» — по 40 сек.
11. «Парсвоттанасана» — по 1 мин.
12. «Паригхасана» — по 40 сек.
13. «Уткатасана» — до 30 сек.
14. «Шавасана» — 2 мин.
15. «Вирасана» — до 3 мин.
16. «Джатхара Паривартанасана» — по 2 мин.
17. «Шавасана» — 15 мин.

Примечания к комплексу первого дня

Время выдержки дано максимальное. Тот, кому физически трудно его соблюсти, может начать с половинного значения либо ориентироваться на то, сколько — без потери необходимого состояния расслабленности — способно позволить тело.

Слово «по» перед временем выдержки указывает, что асана должна быть исполнена симметрично как вправо, так и влево.

Стоячие асаны

Все «стоячие» позы рекомендуется выполнять у вертикальной плоскости. При этом желательно, чтобы в «прямых» и «обратных» позах (со скручиванием верхнего пояса туловища на сто восемьдесят градусов) обе лопатки сохраняли касание с этой плоскостью. Кроме того, отнюдь не следует стремиться уйти вниз, непременно упираясь рукой о пол, как это показано на иллюстрациях у Айенгара, главное — сохранять плоскость туловища в плоскости ног. Правильнее опереться рукой о ногу (скажем — в «треугольниках») и остаться в искомом положении, нежели дотянуться всё же рукой до пола, как на картинке, получив перекос тела и перенапряжение в подколенных сухожилиях.

Вначале, пока тело не привыкнет к асанам, следует обязательно выполнять их с какими угодно поддержками (или специальными приспособлениями - пропсами, облегчающими освоение асан(прим. ред. сайта)) - , с опорой о стену, на мебель и т.д., чтобы получить возможность фиксации позы, приблизительной по форме, и не слишком при этом перенапрячься. Когда поза освоена — от опоры можно отказаться.

Ноги в «стоячих» асанах не напряжены, но специфически «натянуты», что делает их обе (или одну, когда другая согнута в выпаде) прямыми, как струны. Тут скрыт очень тонкий и капризный момент: если их перенапрячь, то «прихватывает» напряжением и всё остальное тело, недогрузить — поза получается расхлябанной, нет нужной фиксации в форме. Если же мы попадаем в этот необходимый, не сразу улавливающийся «сектор» усилия по сохранению ног прямыми и твёрдыми, но не напряжёнными сверх какой-то эмпирически определяемой каждым величины, тогда туловище от пояса до плеч останется свободным и получает возможность как угодно поворачиваться вокруг поясницы. Для успешного освоения «стоячих асан» занимающиеся должны успешно разобраться с этим нюансом.

Все эти позы прекрасно корректируют энергетику организма, повышают тонус психосоматики, поэтому они особо показаны при астении и гипотонических состояниях. С первого взгляда они просты и незатейливы, однако впечатление в корне обманчиво. Эти асаны при регулярной практике обеспечивают прекрасную начальную гибкость и выносливость. Что до сложности, то, скажем, «Падмасане» или позе «лотоса» Айенгар присвоил коэффициент трудности «четыре», а «Паривритта Парсваконасана» у него же оценена в «одиннадцать». Так что простота «стоячих» асан — мнимая.

Во время практических занятий (октябрь 1989 года) в спорткомплексе Второго медицинского института Айенгар рассказал одну историю из своей богатой практики. Однажды к нему привели очень старого человека, кажется, он был философом. Человек этот в целом был здоров, но настолько ослабел, что не мог передвигаться без помощи своих учеников. Гуруджи внимательно осмотрел и подробно расспросил старца, и затем вынес вердикт: ему необходимо делать «стоячие» асаны. В ответ на удивление собственных учеников, которые доподлинно знали, что такое эти позы, учитель кратко пояснил: «Он будет выполнять их лёжа!» То есть практика старого философа началась с имитации формы «стоячих» поз при минимальной нагрузке. «Через три месяца, — заключил Айенгар, — этот человек ушёл от меня своими ногами и без всякой поддержки».

В данном случае подчёркивается выносливость и энергия, которую даёт регулярная и верная практика «стоячих» асан.

При возможности все позы стоя могут быть выполнены с закрытыми глазами, это способствует успокоению сознания.

Сознание в асанах

Когда мы приступаем к работе с телом, сознание должно быть по определению ограничено его пределами и полностью занято материалом телесных ощущений, что уже в определённой степени влияет на его состояние. Но для такого изменения сознания обычный его тонус, отвечающий нормальному внешнему восприятию, должен прийти в соответствие со степенью сложности выполнения асан, которые следует выполнять отрешённо, как сегодня получается, и только, не желая большего, без привычного стремления к заранее запланированному результату, которое всегда присутствует в действиях повседневности. Определяющим фактором стиля традиционной йоги является тотальная релаксация. Именно её выработка и культивирование в асанах ведёт к полному уравновешению психосоматики в пределах каждой тренировки — «мутная вода» обыденного сознания начинает отстаиваться, состояние ВНС из энерготропного превращается в трофотропное и остаётся таковым (какую бы нагрузку мы не предлагали телу после освоения технологии Хатха йоги).
Один из завсегдатаев конференции на нашем сайте однажды ехидно заметил: «Если выполнять асаны по Патанджали, то получается аутогенная тренировка по Шульцу».
Положим, что с этим утверждением коллега немного обмишурился, так как создатель AT взял когда то за основу именно релаксационные методики йоги, и, кроме того, работа сознания при AT обычна в том смысле, что человек сам внушает себе ощущения. В классической же йоге асаны — именно в их релаксационном выполнении — как раз являются не целью, но средством полного успокоения сознания, предельной минимизации его привычного тонуса бодрствования. Только после этого оно потенциально готово к выполнению задач в самьяме — установлению коммуникации с иными слоями собственной психики.
Сознание функционирует при этом не в режиме обычного восприятия потока раздражителей от внешнего мира, не в качестве генератора и передатчика информации внешним объектам и самому себе (умозаключения, выводы, фантазирование, творчество), но чувствительнейшего приёмника, настроенного на внутреннее восприятие — в этом состоит коренное отличие йоги от любых известных видов человеческой коммуникации. Высокая же чувствительность в числе прочих условий требует полной статичности, неподвижности тела, в которое «встроен» приёмник, а также высокую степень очистки каналов восприятия. Возмущения от материи носителя сознания (тела) и от самого сознания не должны продуцировать помехи на этих каналах.
Всё это обеспечивается только телесной безупречностью и полной релаксацией, о чём недвусмысленно и заявляет Патанджали. Но кто прислушивается сегодня к нему? Высокотехнологичное мышление полно самомнения (однако чукча писатель, а не читатель!), оно не в силах, да и не желает вникать в «неслыханную простоту» (Пастернак) текста и комментаторов «Сутр». Такое поведение замечательно описывает одна из пословиц Даля: «Не делай своё хорошее, делай моё плохое».

Дыхание в асанах

Когда тело и психика в основном адаптируются к асанам, можно приступать к наблюдению (не управлению!) за дыханием в них, что является одним из типовых способов торможения умственной активности. Когда в любой позе я сознательно расслабляю тело, существует субъект и объект расслабления, который един в одном лице. Вопрос: как расслабить того, кто расслабил всё остальное? Ответ: через привязку внимания к дыхательному процессу, но при абсолютном в него невмешательстве.
Итак, в процессе релаксации, на определённом этапе этой неизбежной работы, которая должна быть выполнена со стопроцентным качеством, человек неизбежно утыкается в препятствие, которое есть не что иное, как естественная напряжённость самого Эго, которую надо до какой то степени снять, чтобы «обмяк», расслабился и тот, кто к данному моменту «обесточил» периферию — тело. Необходимо устранить саму «тень» напряжения, отбрасываемую на тело одним только бодрым присутствием всегдашнего «Я», стандартным (для каждого) уровнем напряжённости повседневного бодрствующего сознания.
Известно, что, когда человек произвольно вмешивается в естественный процесс дыхания, это немедленно отражается на сознании. Например, гипервентиляция и задержки — с мудрами, бандхами или без них — меняют состояние сознания очень сильно, вплоть до подавления обычного мыслительного процесса и полного «отшибания мозгов». Задержками или той же гипервентиляцией можно вызвать и потерю сознания, затем автоматика организма возвращает дыхание к его обычным параметрам, отвечающим одному из типовых состояний, направляя психофизиологические процессы в обычное русло.
Необходимо уяснить тот факт, что хотя волевым изменением параметров дыхания можно в итоге подавить мышление, это очень часто не понижает, а взвинчивает нервное напряжение, активизируя механизмы эмоциональной сферы.
Нас же интересует вопрос: как, обращаясь к дыханию, достичь в асанах (в том числе и в медитативных) наиболее полной релаксации, учитывая, что волевой контроль и сознательное управление исключаются?
При нормальном состоянии, находясь в неподвижности и покое, скажем, во время отдыха или при умственной работе, мы никогда не «видим» и не «слышим» своё дыхание (если не обращать на него внимание специально), однако оно осуществляется автоматически, и процесс этот непрерывен даже во сне или при потере сознания — если не травмирован головной мозг и структуры, отвечающие за данный вид регулировки. Максимально естественное, свободное и замедленное дыхание напрямую связано с телесным покоем (обездвиженностью), отдыхом и расслаблением.

Вывод: если в асанах дополнительно освобождать дыхательный процесс (простым наблюдением за ним) от малейших физических зажимов, — уже после произвольно достигнутого максимума общей мышечной релаксации, — давая дыханию возможность придти в такое состояние, как если бы мы находились в стандартных позах отдыха, это способствует постепенному уменьшению до возможного минимума его стандартной повседневной напряжённости.
Это похоже на ситуацию, когда человек полностью поглощён чем нибудь, например чтением или музыкой, и всё его существо настолько втягивается в переживание, действие, либо мышление, что личность временно забывает о самой себе. Во всех этих случаях мы почти без остатка погружаемся в содержание процесса, сцепив же внимание с дыханием, мы уже втягиваемся только в сам процесс, поскольку фактическое его содержание минимально — лёгкий звук выдыхаемого воздуха и касание воздушного тока на выдохе в определённых точках ноздрей.
Кроме того, дыхательное движение эндогенно и непроизвольно, оно совершается без участия сознания, принадлежит самому телу, являясь одной из его функций. Следовательно, чтобы до возможного предела «обесточить» бодрствующее сознание мы привязываем внимание к этому монотонному движению, ни в коем случае не пытаясь управлять последним.
И когда такое ненавязчивое, но и неотрывное наблюдение за движением воздуха в ноздрях будет освоено, в любой асане наступает предельно возможная психофизическая релаксация, а в некоторых из них сознание трансформируется непосредственно к предмедитативному состоянию. Обычно в виде своеобразной гиперболы об этом говорится так: какую бы из асан вы не делали, в любой необходимо воспроизвести состояние «Шавасаны» — по дыханию и по сознанию.
Что же даёт подобный приём в контексте практики «стоячих» асан?
Во первых, когда дыхание полностью освобождено от влияния на него каких либо усилий по удержанию формы, пусть даже минимальных, мы никогда не будем в этих асанах хоть сколько нибудь излишне напряжены.
Во вторых: всегда и везде живот остаётся полностью расслабленным — это момент первостепенной важности! Дыхательный рисунок в движениях и позах обычной жизни всегда связан с изменениями формы тела, он естественно и непрерывно прилаживается к этим изменениям, следует за ними. Но в асанах йоги, при необычных дыхательных параметрах, созданных непривычной формой тела, само дыхание должно оставаться столь же свободным, не стиснутым и произвольным, как если бы мы лежали в «Шавасане»! Необходимо, чтобы мышцы живота (если они не задействованы напрямую в силовом «рисунке» конкретной позы) при этом оставались расслабленными абсолютно, что является очень важным признаком, исключающим возникновение повышенного давления во внутригрудной и внутрибрюшной полостях, которое отнюдь не является полезным.

В третьих: если всё это будет освоено, то дыхание в «стоячих» асанах (как и в любых других) вообще перестанет сбиваться и работа тела в них станет оптимальной.
В том и фокус: если нам удаётся соблюсти всё, о чём шла речь выше, то дыхание практически в любых позах йоги останется естественным и спокойным, что бы вы не делали с телом в процессе классического варианта практики.
Подобный способ действий традиционно ограничивает резкость и быстроту движений йоги, оптимальным становится своеобразное «перетекание» из позы в позу, в противном случае однородность сбивается и состояние сознания также оказывается нарушенным.
Итак, традиционная практика асан йоги осуществляется в ею же изменённом (по сравнению с бодрствованием) состоянии сознания, возникающем на фоне предельной мышечной и ментальной релаксации, обеспечиваемой посредством пассивного наблюдения за процессом естественного дыхания.
Собственно говоря, со временем каждый занимающийся должен естественно прийти к какому то наиболее выгодному для себя способу полной остановки привычной умственной активности. Это может быть и одна только мышечная релаксация, работа с которой эффективна для субъектов с кинестезической репрезентативной системой, либо наблюдение за визуальным рядом, свойственным людям со зрительным преобладанием. При любом типе сознательного представления информации можно и нужно пользоваться релаксацией всего тела и глазных яблок, наблюдением за током воздуха в ноздрях, ощущениями в теле. Либо индивидуальными комбинациями этих приёмов, но произвольное мышечное расслабление — ключ ко всему. Только при таком подходе мы остаемся в русле йоги Патанджали, не скатываясь в циркачество и акробатику либо навороченный энергетический «культуризм».

Возвращаясь к «стоячим» асанам можно отметить, что сохранение естественности и свободы дыхания приводит к тому, что возрастает время качественной выдержки и удобство пребывания в них. Если во время исполнения «стоячих» поз почувствуется усталость, следует на несколько минут лечь в «Шавасану».

Иногда излишняя физическая напряжённость во время исполнения асан, особенно у людей астенического склада либо излишне невротичных, начинает проявляться в том, что они начинают зевать. Внимательная оценка такого состояния, как правило, обнаруживает определённую усталость где то на «дне» глаз и слабую контрактуру мышц лица. Чтобы в зародыше устранить это начальное накапливание утомления следует со вдохом, не размыкая губ, сделать полноценный «внутренний зевок», и вы тут же ощутите, что часть напряжения ушла. Этот приём можно повторить несколько раз и затем изменить какие то параметры практики, поскольку она является перегрузочной и, следовательно, отклоняется от классического русла.

Положение стоп в «стоячих» асанах характерно тем, что подошвы обеих ступней всегда должны плотно, без каких либо перекосов, прилегать к полу. В начале освоения это, бесспорно, не будет получаться, но регулярная практика обеспечивает такую возможность в дальнейшем.

Пока тело не привыкло к «стоячим» позам, лишних усилий следует избегать любыми способами, поэтому кроме вертикальной плоскости можно и нужно прибегать к самым разнообразным поддержкам и опорам — это не есть признак какой либо слабости, но просто маленькие целесообразные находки, позволяющие существенно экономить силы и время.

Следует помнить, что признак мастерства в асанах — абсолютная минимизация усилий, но, пока не выработался новый стереотип, от излишних затрат энергии и возникающего при этом общего напряжения следует «увёртываться», используя предметы окружающего пространства, либо искусственные приспособления — «пропсы» — разработанные и широко применяемые в школе Айенгара. Асаны требуют симметричности исполнения в обе стороны, поэтому в начальном этапе освоения полезно выполнять их перед зеркалом.

Для женщин на время месячных все «стоячие» позы, особенно с интенсивным скручиванием, запрещены.

 В. Бойко "Йога. Искусство коммуникации"(читать он-лайн)

 

В любом случае даже у здорового человека выполнение комплекса не должно становиться источником напряжений.